Семь различных школ в отношении личности Христа, существовавшие на протяжении веков.
А. Христос обладает только божественностью, но не обладает человечеством:
1. Это ошибочное учение докетов (70-170 гг. по Р.Х.). Они утверждали, что Христос обладает только божественностью и не имеет человечества. Они полагали, что тело, в которое Он облёкся, когда был на земле, было не настоящим телом, а только иллюзией.
2. Как и говорится в 1 Ин. 4:2-3, эта школа отрицала, что Христос пришёл в плоти. В самом начале Евангелия от Иоанна их точка зрения опровергается с самого начала (Ин.1:1,14).
Б. Христос обладает только человечеством, но не обладает божественностью:
1. Это ересь эвионитов (107 г. по Р.Х.). Они утверждали, что Христос обладает человеческой природой, но лишён божественной природы.
2. Это учение ещё более абсурдно, чем предыдущее. Оно очень похоже на лжеучение сегодняшних модернистов («Свидетели Иеговы», напр.) и совершенно противоречит Библии. Библия со всей определённостью утверждает, что Христос – человек, а также ясно показывает, что Он – Бог (Ин. 1:1; Евр. 1:8; Рим. 9:5).
В. Божественность Христа несовершенна:
1. Это ошибочное учение ариан. Они говорили, что божественность Христа неполная и что Он появился благодаря соединению Логоса с человеческим телом. Поэтому Его нельзя приравнивать к Богу.
2. Арий утверждал, что Христос был сотворён Богом, но сотворён прежде веков, предварив всё сотворённое. Следовательно, было время, когда Его не было.
Г. Человечество Христа неполно:
1. Это абсурдное учение аполлинариан. Они говорили, что человечество Христа несовершенно, потому что у Него есть человеческое тело и человеческая душа, но нет человеческого духа, что Его человеческий дух был таинственным образом замещён Логосом.
2. Разумеется, эта доктрина совершенно противоречит Библии. В Писании ясно говорится, что Христос – это человек, состоящий из духа, души и тела, и к тому же Его человечество является совершенным – Мк. 2:8; Мф. 26:38;, Евр. 2:14.
Д. Божественность и человечество Христа разделены:
1. Это лжедоктрина несториан. Они отстаивали то, что две природы в Христе – божественность и человечество – различимы и разделены.
2. Учение несториан тоже очевидно противоречит библейскому откровению. В Библии, в Ветхом Завете, показано, что ковчег завета, служащий прообразом Христа, был сделан из дерева и обложен золотом – он был произведением двух природ. Золото обозначает божественную природу Христа, а дерево – Его человеческую природу. Хотя золото и дерево – две различные природы, они соединяются воедино, образуя ковчег. Из этого следует, что, хотя Христос обладает двумя природами, Он всё равно един; и Его две природы, будучи различимыми, не разделены, а соединены воедино.
Е.Божественность и человечество Христа сливаются в одно:
1. Это лжеучение евтихиан. Они отрицали различие и сосуществование божественности и человечества Христа и утверждали, что две природы объединены в одну, которая не является ни божественной, ни человеческой, а некой третьей природой, появляющейся в результате объединения божественности и человечества.
2. Евтихианство тоже противоречит Писанию. В Библии, в Ветхом Завете, показано, что хлебное приношение, служащее прообразом Христа, состоит из масла, смешанного с тонкой мукой (Лев. 2:4;,Исх. 29:40). Масло («елей»), обозначающее Святого Духа, указывает на божественную природу Христа, а тонкая мука («пшеничное зерно» в Ин.12:24, перемолотое через крест) – на Его человеческую природу. Хотя мука и масло слиты воедино, они остаются двумя по природе – они не объединяются в одно, становясь какой-то третьей природой.
Ж. Христос обладает и божественностью, и человечеством – обе природы остаются полными и при этом соединены в теле одной личности:
1. Это надлежащее учение ортодоксальной школы. После четырёх вселенских соборов, в 553 г. по Р.Х. в Константинополе собрался пятый вселенский собор, на котором все приверженцы ортодоксальной школы признали, что Христос обладает и божественностью, и человечеством, обе природы являются полными, но при этом они соединены в теле одного Человека – без разделения, без смешения и без превращения в новую природу.
2. Наш Господь, несомненно, является Сыном Божьим, а также Сыном человеческим. Он полный Бог, а также совершенный Человек.
3. Он обладает полной божественностью и совершенным человечеством. Эти две природы в Нём не смешаны и не разделены.
4. Обладая двумя природами, Он остаётся одной Личностью. Его Личность не разделяется и Его природы не смешиваются.